ИЖ Планета-5

 

Советский мотоцикл ИЖ Планета-5 технические характеристики и описание, а так же фото 

  • Год выпуска: 1989
  • Двигатель: 2х-тактный, одноцилиндровый.
  • Объём: 347 см3
  • Мощность: 20-25 л.с. (БСЗ, доработка впуска)
  • Крутящий момент: 28-29 Нм
  • Коробка передач: механическая, 4х-ступенчатая
  • Максимальная скорость: ? (не менее 120 км/час)
  • Разгон 0-100 км/час в сек.: ?

 

ИЖ Планета 5, мотоцикл, который в наш век является символом ушедшей эпохи.

В статье ниже решил развеять некоторые стереотипы образовавшиеся вокруг этих мотоциклов и рассказать историю своего мотоцикла, которому была дана вторая жизнь, при том что первая так и не успела начаться. Так же были затронуты некоторые технические моменты.

В наше время советская техника и мотоциклы “ИЖ” в частности скорее являются эталоном ломучести, за что их многие винят, но все почему-то не хотят учитывать, сколько лет этим мотоциклам, больше половины ИЖей колесящих по дорогам страны уже не раз изжили свой ресурс, найти ИЖ в 100% оригинале задача довольно трудная, любая техника имеет ресурс, пусть те кто называют ИЖ хламом попробуют найти работающую как часы какую-нибудь Ямаху или Хонду которой четверть века, которая отходила пару сотен тысяч километров без замены всяческих механизмов вроде подшипников, сальников и т.д. Так же не учитываются условия их эксплуатации, наврятли кто полезет на R1 носиться по лесам и лезть в болота, ИЖ пролезет, а R1, сомневаюсь… К тому же многие ИЖи остались в деревнях, где нет условий для качественного ремонта, качественных запчастей, что к ИЖам вообще не относится (ещё одно оправдание в сторону ломучести), и людей которые хорошо понимают в ремонте, ИЖ у многих первый мотоцикл т.к. он дешёв из-за своей простоты, и ремонт по незнанию в большинстве случаев идёт при помощи зубила и кувалды.

Отступим от развеивания стереотипов, начну рассказ о конкретном мотоцикле.

Данный П5 был куплен в 1989 году, новый с магазина, универмаг “Волна” в городе-герое Мурманске, прошёл он 113 километров, 13й километр после первой сотни оказался не счастливым, магия чисел, при не известных мне обстоятельствах была разбита морда (переднее колесо вместе с вилкой скрутило и увело в сторону двигателя, и раскидана по дороге левая часть (оторван бардачок с аккумулятором, дуги, поворотники, подножки, обод фара, ручка на руле, всё как полагается. В то же ещё советское время владельцем была куплена новая заводская вилка и заводское крыло, но по каким-то причинам всё осталось заброшено, и если я не ошибаюсь до зимы 2010 года мотоцикл неподвижно стоял почти четверть века, сгнить и заржаветь почти ничего не успело, благо в 89м с мотоцикла не смыли заводскую консервационную смазку, хотя проехать в смазке 113 километров весьма странно, отдирать это прикипевшее масло от двигателя и глушителей было не весёлым делом. Зимой 2010 года мотоцикл был куплен, за сколько прошу не спрашивать, кроме “подарили” ничего более не скажу. Простояв опять до лета 2011 года ИЖ дождался начала своей второй жизни, была установлена родная вилка, пришлось правда окрасить заново, вся рулевая колонка перебрана. Выправлены и покрашены заново дуги, так же пришлось править аккумуляторный бардачок, и оба бардачка заново окрашены. Отмыта вся консервационная смазка, местами даже пломбы остались, поменяны некоторые лампочки на светодиоды, куплен какой-то убогий аккумулятор, “Тюмень” если не ошибаюсь, и собственно запуск. Зажигание не трогалось, смешали масло с бензином, залили, но не заводится, причина нашлась быстро, нет искры, виной тому был слетевший провод с замка зажигания, в процессе замены вилки не уследили, провод вернули, но мотоцикл по прежнему не заводился, искра есть, но свеча сухая, залили в свечное отверстие пару кубиков бензина из бака, нажатие на кик – с пол оборота двигатель простоявший четверть века ожил и встряс пол в гараже, ощущение в тот момент были непередаваемые, их невозможно описать. Проработав пару секунд двигатель снова заглох, на полученные ощущения это никак не повлияло, скорее даже приукрасило их. Проблема была ясна, началась промывка карбюратора, бензин бывший в баке столько лет дал странный осадок похожий на сажу, которая забила всё что только можно. 

Всё было промыто и собрано обратно, двигатель запустился, уже не с пол оборота, работал на повышенных оборотах с приличными вибрациями, после небольшого прогрева отъехал от гаража метров на 100, обороты упали до ~300, мало кто поверит что двигатель может на таких оборотах работать, планета смогла, пляски с бубном продолжались долго, двигатель остывал, работал нормально, после прогрева обороты падали, реакции на ручку газа никакой, последующие попытки завести его сопровождались только визгом от дикой отдачи кик-стартером. Через пару дней раздумий меня озарило, были куплены несколько конденсаторов на ВАЗ классику, один поставлен и мотоцикл заработал почти как полагается. Но холостой ход всё равно толком не выставлялся, зажигание вынесло моментально всю голову своей архаичностью, это пожалуй самый слабый узел в двигателе, но на то время в СССР другого не бывало, разве что индукционные датчики на безакуммуляторных мотоциклах типа Минска и Восхода. Был куплен комплект БСЗ “СовеК” с ФУОЗом, позже после долгих плясок с настройкой катушка ВАЗ-2108, свечи NGK и силиконовый ВВ провод, двигатель работал как казалось сказочно по сравнению с контактным зажиганием, но увы всё равно не так как надо. Опять поразмыслив я решил заглянуть в кривошипную камеру, сняв поршневую увидел там с пол литра масла, мысли подтвердились, и новый двигатель пришлось половинить – замена левого сальника коленвала. После замены сальника двигатель работал так как действительно должен работать двигатель Планеты.

До 2013 года было проведено множество работ, мотоцикл полностью перекрашен, установлена сигнализация с блокировкой зажигания, датчиками движения, датчиком сброса передачи, двигатель покрашен термостойкой серебристой краской, что координально изменило облик мотоцикла, чуть изменён вид глушителя, поставлена резина “Michelin” по 4000 руб. за покрышку, многие орали на этот счёт, мол бред ставить резину которая стоит дороже мотоцикла, ну, у каждого своё мнение на этот счёт, многие из визжавших не считают бредом потратить 4000 на пиво и гашиш за 1 вечер. Заварена аргоном и проточена ступица переднего колеса, т.к. после удара пошла трещина. Проведено огромное множество ещё всяких работ которые можно долго перечислять.

В середине сезона 2013 года мотоцикл был поставлен на учёт (на новые номера), получены все документы. Сумма всех расходов с момента покупки (не считая стоимости мотоцикла и расходов на бензин/масло) перевалила за 60 тысяч, точную сумму сказать трудно, интервал 60-70 тыс. За 2 месяца мотоцикл пробежал чуть более 3000 километров, на 92м бензине, масло в топливо “Motul 510”.

И так, самое интересное, о чём шла речь в самом начале, ломучесть, за ~3300 километров пробега в этом сезоне из поломок случилось следующее:

1) Многократно умирали свечи, карбюратор отрегулирован хорошо, нагара на свечах нет вообще, коричневый налёт. Поставил последний раз Bosch купленную в советские времена для ГАЗ-24 и проблемы исчезли с этим. Мотоцикл тут не виноват, исключительно качество современных запчастей.

2) Лопнула пружина собачек на валу переключения передач (передачи понижались с большим трудом), мотоцикл тут виноват частично, пружина эта из довольно хрупкой стали, четверть века она была под напряжением в неподвижном состоянии, тут её сотни раз в день щёлкать начали, явление называется – усталость металла, абсолютно нормально, я не был удивлён и решил поломку в течении одного вечера, благо простота конструкции и ремонтопригодность ИЖа оправдывают себя в полной мере.

3) Из-за бесконактной мойки воду забило во все щели и окислились провода на замке зажигания, начал периодически пропадать свет, пошевелив чехол с проводами проблема ушла, но провод зажигания всё так же плохо контачил, я долго не мог понять в чём дело, сменил коммутатор и катушку, свечи 200 раз, мотоцикл месяц глох когда ему вздумается и тут-же заводился и уверенно мчал дальше, неприятно было когда это случалось на светофорах. Через месяц когда контакт вообще пропал я всё таки решил посмотреть на этот замок, вдруг он, долго матерился когда осознал элементарность проблемы.

4) Это стоило указать в первом пункте, первой поломкой был лопнувший трос сцепления, быбышку заклинило в ручке и она не вращалась, трос тянуло боком и от перенагрузки он лопнул, виноват не мотоцикл, ни один трос такого долго не выдержит, а ручки не родные стоят, я просто не додумался их подточить.

Вот в общем-то и всё, за 3000 километров, за 2 месяца мало кто столько на мотоцикле проезжает (из тех кто живёт в городе), в деревнях то понятно делать нечего, колесят от поломки до поломки, так что бы мотоцикл намертво вставал и не ехал ни в какую – не было ни разу, всегда уезжал своим ходом. Любая поломка элементарно устраняется отвёрткой и разводным ключом. Когда за всем следишь, всё смазано и все контакты в порядке, всё настроено – ИЖ прёт как танк везде, в любую погоду и в любое время года, этот мотоцикл ездил и летом в жару по пробкам (не каждый 2т с воздушкой будет это терпеть), и в ливни так что по глушитель уходил в лужи, и зимой в -30 разгребал сугробы, всегда вытащит откуда угодно, и всегда знаешь что до дома он довезёт во что бы то ни стало.

Заключение: ИЖ при должном обслуживании и уходе будет работать как часы и всегда выручать, не повернётся язык сказать что этот мотоцикл ведро с болтами, и что он постоянно ломается, это лишь стереотип, который создан ничего не понимающими в технике людьми, надо просто сделать скидку на очень не малый возраст и условия эксплуатация этих мотоциклов.

 

Оставьте свой голос

 

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
САМОДЕЛКИН ДРУГ
Комментарии: 1
  1. Руслан

    Ничего плохого не могу сказать про Планету 5, владел 8 лет, и пьяный на нём мусорам попадал, был с грузовой коляской. Так и продал в рабочем состоянии, сейчас Харлей.

Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Рейтинг@Mail.ru

Вход

Забыли пароль?

У вас нет учетной записи? Регистрация

Забыли пароль?

Введите данные своей учетной записи, и мы вышлем вам ссылку для сброса пароля.

Ссылка на сброс пароля недействительна или просрочена.

Вход

Политика конфиденциальности

Добавить в коллекцию

Нет коллекций

Здесь вы найдете все коллекции, которые вы создали раньше.

Adblock
detector